В Новосибирске прошли первые мероприятия V Транссибирского Арт-фестиваля

В зале приглушено освещение; яркий световой акцент подчёркивает лишь сцену. Музыканты сосредоточенны и невозмутимы. Едва слышно шелестят партитуры. В слаженном ритме взвиваются и опускаются скрипки. Густыми потоками музыка низвергается в партер, однако в нём непривычно тихо: всего несколько человек разрозненно устроились в креслах, многие сиденья заняты пустыми футлярами для музыкальных инструментов. Творится действо и священнодействие. В Государственном концертном зале имени А.М.Каца идёт репетиция концерта для вечера «5 лет с вами!», которым должен открыться в Новосибирске Пятый Транссибирский Арт-фестиваль с участием своего создателя и бессменного художественного руководителя Вадима Репина.

Репетиция открытия Пятого Транссибирского Арт-фестиваля. Фото: Виктор Дмитриев

Первой исполняется симфоническая поэма Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра». За ней следует «Концерт № 1 для скрипки с оркестром» Бруха, и завершает прогон «Фантазия для фортепиано, хора и оркестра» Людвига ван Бетховена. Кент Нагано – дирижёр с мировым именем – прослушивает номера в соответствии с последовательностью вечерней программы. Это удобно для исполнителей: после перерыва к Новосибирскому академическому симфоническому оркестру присоединяется сам Вадим Репин (скрипка), а сменяют его Константин Лифшиц (фортепиано) и солисты Новосибирской хоровой капеллы. В перерывах исполнители настраиваются, обмениваются быстрыми репликами, прохаживаются по залу. Царит неповторимая атмосфера – смесь торжественности и непринуждённости. Оркестранты ещё не слиты в единое симфоническое целое. У каждого из них своя манера одеваться и держаться, своя мимика и своё настроение, их индивидуальности пока не подчинены концертным канонам.

Новосибирский академический симфонический оркестр на репетиции. Фото: Виктор Дмитриев
Дирижёр Кент Нагано. Фото: Виктор Дмитриев

Каждое произведение исполняется без пауз, затем начинается шлифовка. Дирижёр в целом доволен. Он просит оркестр повторить тот или иной фрагмент, напевает отдельные темы, иногда подшучивает над коллегами. Они охотно отзываются и, отмечая успешное завершение работы, негромко стучат смычками по пюпитрам – профессиональная альтернатива концертным овациям. В финале репетиции переливы струнных, раскаты фортепиано и голоса солистов сливаются в грандиозную полифонию. Два с половиной часа кропотливой работы проносятся как одно мгновение для слушателей – в эти утренние часы в зале только фотографы и представители прессы.

Солирует Вадим Репин. Фото: Виктор Дмитриев
За роялем Константин Лифшиц. Фото: Виктор Дмитриев

Первый вечер юбилейного фестиваля – крайне ответственное событие. Произведения были подобраны для него не случайно, объясняет Кент Нагано на пресс-конференции. В каждой из вещей раскрывается тема индивидуума, существующего в рамках той или иной системы и выстраивающего с ней взаимоотношения. В «Фантазии» Бетховена прочитывается тема диалога и взаимопроникновения человека и общества; в «Концерте» Бруха ведётся речь о человеческих страстях и эмоциях в урбанистических декорациях, о самоопределении личности в условиях мегаполиса. Наконец, поэма Штрауса раскрывает проблему взаимодействия индивидуума и стихийных сил природы. Маэстро подчёркивает: при построении программы большое значение для него имело воссоздание собственных первых впечатлений о Сибири, поразившей размахом территорий, суровостью условий и вместе с тем активным ростом городов и современным уровнем жизни. А ещё — огромным творческим потенциалом. Он с теплом вспоминает своё участие в Первом Транссибирском фестивале и искренне рад возможности вновь посетить Новосибирск.

Игорь Решетников приветствует собравшихся. Фото: Виктор Дмитриев
Олег Белый и Игорь Решетников. Фото: Виктор Дмитриев

Вадим Репин, в свою очередь, выражает горячую благодарность Кенту Нагано и Константину Лифшицу – знаковым фигурам фестиваля, разделившим с ним волнение и радость первого юбилея. Он признаётся, что многие его чаяния сбылись, что Транссибирский фестиваль в своём нынешнем виде даже превосходит некоторые ожидания, но останавливаться на достигнутом нельзя. Самое главное – способность сохранять азарт и любовь к своему проекту. Но, оговаривается Вадим Репин, не менее важна сплочённая команда единомышленников, способная открывать новые возможности и быстро приспосабливаться к любым изменениям. Тем не менее – несмотря на крепкий состав организаторов, круг дружеских связей фестиваля, по замечанию Константина Лифшица, постоянно расширяется, и качество этих связей с годами изменяется в сторону более глубинного понимания и взаимопроникновения. “Я надеюсь, что в этом году всем будет очень интересно, что будут моменты и откровения, и счастья от общения с музыкантами и представителями других видов искусств – Артистами с большой буквы», – подытоживает Вадим Репин.

Вадим Репин на пресс-конференции. Фото: Виктор Дмитриев

Создатели и гости Пятого Транссибирского Арт-фестиваля намерены удивить поклонников не только блестящей концертной программой. Заместитель министра культуры Игорь Решетников в своём приветственном слове рассказывает о новшествах нынешнего года – расширении сибирских границ и предстоящих концертах в Краснозёрском и Карасукском районах; проведении многочисленных мастер-классов и творческих встреч; о начале работы Международной Академии Арт-журналистики и благотворительной выставке молодой художницы Марии Кононовой «Симфония красок» в Городском центре изобразительных искусств. Константин Лифшиц охотно поддерживает рассказ о сотрудничестве с талантливой молодёжью и способах помощи молодым музыкантам. Директор фестиваля Олег Белый дополняет перечень нововведений рассказом о предстоящем показе спектакля Большого театра «Дама с камелиями», никогда прежде не покидавшего родные стены. Представление Большого театра на новосибирской сцене станет поистине уникальным событием Транссибирского Арт-фестиваля.

Диалог участников Пятого Транссибирского Арт-фестиваля с журналистами. Фото: Виктор Дмитриев
Пресс-конференция, посвящённая открытию Пятого Транссибирского Арт-фестиваля. Фото: Виктор Дмитриев

Возможно, его успех и особость кроются именно в опоре на сибирский менталитет? Такое предположение делает Кент Нагано, говоря о традиционности музыкальной сибирской культуры вообще и фестиваля, в частности. «Под традицией я понимаю, прежде всего, эмоции и ощущения, – пояснил маэстро. – Мы, музыканты, можем и стараемся играть перфектно, технично. Если вы не можете прийти к прекрасному, перфектному звучанию, музыка будет страдать. Но публика ждёт, а мы как музыканты хотим дать гораздо большее. Мы пытаемся понять, что должны сказать и передать ноты. Мы разбирали с оркестром поэму Штрауса «Так говорил Заратустра» очень глубоко и тщательно. Совершенно мистическая штука, но нет определённого рецепта, как именно следует играть эту музыку…

Сегодня я предложил музыкантам своё видение одной из тем. Я попросил первые и вторые скрипки сыграть её финал не напрямую, а как воспоминание о прошлом, о происходившем много лет назад. И скрипки выдали звучание, благодаря которому я действительно почувствовал себя в глубоком прошлом, сто-двести веков назад. Это было очень красиво, но эта красота не походила на слышанное мной в Баварии, или Токио, или Сан-Франциско. Я получил великолепное, абсолютно местное звучание, и его мог выдать только ваш оркестр. Я навсегда сохраню воспоминание об этом моменте, потому что только здесь, в рамках фестиваля, испытал такую эмоцию. Для этого мы и делаем музыку».

Фото: Виктор Дмитриев

Юлия ФЕДОРИЩЕВА

В материале использованы фотографии Виктора Дмитриева