Новосибирский открытый университет. Заключительная, третья, лекция Лады Юрченко о теории лжи. «Ложь в мировом искусстве», 21.03.2018, книжный магазин «Плиний Старший».
Видео и фото — Симушкин Александр. Jazzium Youtube Channel
Мобильная студия «Сибкультура»
Конспект лекции от Маргариты Трапезниковой
Зачем художники и писатели используют ложь в своих произведениях? Как обман в рассказах влияет на людей? Лада Юрченко, культуролог и общественный деятель, поведала об этом 21 марта в «Плинии Старшем».
Начнем с того, что философы, которые когда-либо задумывались о коммуникациях в обществе, пришли к выводу, что ложь неоднозначна — ее невозможно считать положительной или отрицательной. Феномен заключается в том, что искусство создает жизнь, одно следует за другим. Человек не может заметить определенные вещи, пока они не появятся на картинах. Например, считалось, что туманы в Лондоне появились из-за импрессионистов. На деле же данное природное явление присутствовало в городе на протяжении веков, но люди его не замечали.
Другая функция вранья — адаптация в социуме. Политики часто прибегают к высказываниям про социальную справедливость, потому что это понятно и привычно практически для всех, важен момент присоединения к определенной группе с помощью высказывания близкого ей мнения.
Тоже самое проделывают и художники, пытаясь найти черты, которые понятны обывателю. Сначала творцы ассимилируются, а позже меняют общество, «выращивая» новый тип человека. Ведь Чичиков из поэмы Гоголя «Мертвые души», приходя к кому-либо в дом, сам пытается стать хозяином, подстраиваясь под Манилова или Плюшкина. Любой лжец в литературе относится к архетипу «трикстер». Главная функция трюкача — разрушить и изменить мир, собрать его заново и отдать людям. Подобные герои — чревоугодники, живущие по полной, интеллектуалы. Словно вечно играющие дети, они закрепляют жажду познания и желают сломать традиции.
Почему же в некоторых случаях ложь можно простить? Все дело в цели обмана : необходимо определить, к какой группе относится персонаж — к созидателям или разрушителям. Остап Бендер вызывает у читателя симпатию не только потому, что не выходит из своей роли и не имеет серьезного отношения к жизни, но и потому, что является неким каналом перераспределения энергии, в нем отсутствует жадность. «Метаморфозы» Апулея — один из тех классических романов, в которых автор показывает, что человеком надо стать, пройдя несколько испытаний, родиться же им невозможно. Главный герой, опять же, относится к «перевертышам». В «Гамлете» персонаж выпадает из реальности, говоря только правду, но при этом прикидываясь шутом и сумасшедшим, поэтому никто не обращает внимание на его странные речи.
Ложь также может использоваться в произведениях искусства для:
- преображения реальности в ответ на искажение, в связи с чем в кино, например, всегда есть противопоставление добра и зла, черного и белого;
- изменения привычного образа мысли;
- конструктивного строительства реальности;
- передачи определенных знаний или информации через символы.
Если слушателей лекции особенно заинтересует тема, то следует прочитать следующие книги:
- Бахтин «Смеховая культура Древней Руси»
- Бердяев «Парадоксы лжи»
- Уайльд «Упадок искусства лжи»
- Адорно «Проблема философии морали».